суббота, 27 февраля 2010 г.

Что бы мы перенесли из настоящей школы в школу будущего?

Зачем люди ходят в школу? Конечно, для того , чтобы учиться, учиться не только разным предметам, но и учиться жить в коллективе, жить среди чужих людей, учиться находить точки соприкосновения с теми , кто очень важен. Здесь ребенок проводит много часов ,дней, месяцев - девять или двенадцать лет жизни. Но иногда школа, которую дети должны считать своим домом, превращается в каторгу- и ученик как будто тянет себя сюда на аркане. А некоторые вообще не в силах справиться с собой, и тогда бегут из школы, а социологи, психологи и учителя тащат их обратно.Увы, не все чувствуют себя в школе комфортно. Много проблем в современной школе, может, поэтому нам и захотелось пофантазировать о школе будущего, где, возможно, будут учиться наши дети.
Школа будущего…Какая она будет? Большая или маленькая? Тёмная или светлая? Интересная или скучная? Давайте представим ее себе...Великолепнейшее сооружение: стеклянное здание, которое будто парит в воздухе. Дверей фактически нет: вместо них лазеры. Перед школой разноцветные клумбы с высокими фонтанами, а за школой стадион, позволяющий делать, казалось бы, невозможное. Каждый учебный кабинет оснащён технологией изменения фоновых ситуаций, например, на уроках биологии лёгким нажатием кнопки пульта вместе с учителем мы можем оказаться в ботаническом саду или в лесу. Кроме возможности учиться в другом измерении, появится еще одно нововведение: классы оснащены партами и стульями, но обычной доски нет – у каждого ученика на парте имеется сенсорный экран. Если говорить о библиотеке, то она не бедна : найти любую книжку поможет компьютер, находящийся у входа. Украсят ее уютные диванчики и огромный камин, ведь относиться к школе ученики будут как к своему второму дому. Вместо столовых - школьные ресторанчики. Кругом уют и красота.В первом классе начальной школы ребята научатся читать, писать, считать, а во втором им предстоит работать с компьютером, т.к. дальнейшее обучение пойдет только в электронном виде. На физкультуре в огромном спортзале стоят тренажеры, где каждый ученик самостоятельно выбирает тот снаряд, который ему необходим для разминки разных групп мышц и с разной нагрузкой. И языки для изучения ученик выберет себе сам. Уроки длятся сорок пять минут, а перемены - двадцать пять. На одной из перемен ученикам повара-роботы приносят обед. В день не больше пяти уроков, оттого никакой усталости, а настроение всегда радостное!

Учителей обслуживают персональные роботы, проверяющие горы тетрадей. А контрольные работы ученики отсылают на блог учителю. В наведении дисциплины на уроке учителю помогают роботы: они успокаивают учеников, мешающих вести урок.Исходя из наших представлений о школе будущего, вполне очевидно, что ученики будут пользоваться всеми возможностями инфотехнологий. В каждом классе будут собраны ученики, имеющие одинаковое отношение к жизни- это позволяет создать абсолютную гармонию- выработать взаимопонимание без слов. Ученики здесь носят специальную форму. В зависимости от символа школы, его цветовой гаммы или направления, у детей форма, подчеркивающая индивидуальность каждого. В школе будущего ученики осознают, как важно получить образование, поэтому здесь больше говорят не об оценках, а о качестве знаний.Как бы нам хотелось хоть недельку поучиться в школе будущего, но,увы,
мы живём сегодняшними проблемами. Каждый из нас по-своему их решает.
Сегодня мы ходим в школу настоящего , приспосабливаемся. делаем собственные выводы. Вот Алиса, одна из нас- учениц 8 б класса, которая поняла, что в образование нет коротких путей. Добывать же знания всегда трудно, но интересно. Как же увлекателен рассказ Алисы об ее школьных буднях. "Однажды, после урока русского языка,-говорит она,- меня и ещё нескольких ребят позвала Надежда Викторовна. Она нам предложила участвовать в конкурсе чтецов произведений А.С. Пушкина. Мы очень обрадовались этому и охотно согласились. Каждый искал произведение, которое хотел бы выучить наизусть, но нам предложили стихотворение не самого поэта, а другого автора о юности Пушкина. Произведение оказалось очень длинным, и каждому пришлось выучить около страницы. Я понимала, что учить стихотворение будет очень сложно, однако вечером собралась с мыслями и ... начала. Правду говорят: «Не трудно сделать, да трудно задумать». Так легко и быстро я ещё никогда не учила стихотворения! Однако, чтобы в голове всё устоялось, я каждый день повторяла заученное, ведь повторение - мать ученья, а чтобы прочтение было идеальным, мы работали и над интонацией и жестами. Сперва мы выступали только перед комитетом жюри. К счастью, прошли в финал. Он состоялся в актовом зале в День лицея. Я выступала перед огромной аудиторией. Объявили наш выход, и, несмотря страх, мы хорошо прочитали. А на следующий день узнали, что заняли первое место. Как же мы этому обрадовались! Нам совершенно не жаль потраченного времени , ведь в образование нет коротких путей. Я рада участвовать в культурной жизни школы, узнавать новое и проводить время с пользой!"
Однако поучительным показался и рассказ Оли, которая вывела для себя одно: учи других и сам научишься. Вот что поведала нам наша одноклассница: "Помнится мне один случай. Моей подруге Юле понадобилась помощь в математике. Я не могла отказать. "Заодно повторю и сама," - думала я,- ведь повторенье - мать ученья". Сидим мы в классе с раскрытыми учебниками. Юля находит тему, с которой у неё проблемы: решили разбираться вместе. Сначала кое-что повторили. Правду говорят: "Сперва аз да буки, а потом науки".Начали разбирать тему. Попробовали решить несколько задач. Всё получилось. Я стала лучше понимать эту тему. Что ж, в народе верно говорится: "Учи других и сам научишься". Посидели мы, порешали ещё. Юля внимательно слушала, а я объясняла, хотя в это время пыталась и сама понять. Глядя на Юлю, я думала : "Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет". Так просидели мы больше урока. Подруга всё поняла, и на следующей неделе за контрольную работу ей поставили пятёрку. Вот так я помогла своей подружке".
Но совсем другой вывод сделала Настя, понявшая: спросить минутный стыд, не спросить - стыд на всю жизнь . Ее история весьма поучительна "Вот однажды на уроке химии, когда наш класс изучал новый материал, а у меня ничего не получалось, я сделала большую ошибку,-сокрушается Настя. -Решив, что справлюсь дома сама, я не подняла руку, чтобы попросить у учителя дополнительного объяснения, но, как это часто бывает, дома ничего понять не смогла. Тут -то в голову пришла в первый раз мысль : "Спросить - минутный стыд, не спросить - стыд на всю жизнь". Не сделав нужные выводы, на следующий урок, когда учительница решила проверить, как мы усвоили изученный материал, я получила плохую оценку. Прошёл год с того времени, и вот опять мы вернулись к повторению пройденного. Все решают да радуются, а у меня страх в глазах. Что делать? Оставить всё как есть? Подойти к учителю? А может, обратиться к репетитору? Эта проблема так и осталась нерешённой".
Каждая из девушек 8 б , анализируя свое пребывание в школе, пыталась вывести для себя определенные законы. Например, Зося поняла: нельзя браться за все дела сразу.Как же произошло это? О том рассказывает сама Зося: "Однажды со мной произошла такая история: нам задали большой объем домашней работы, а я решила, что сяду и начну делать всё вечером, хотя подобное у меня не так часто бывает. Начала эстонского...Полчаса сидела и не смогла понять, что же требуется делать? Подумала немного и решила, что надо оставить эстонский и взяться за изучение математики, а после уже и к эстонскому можно вернуться. Однако с математикой получилось точно так же, как и с эстонским. Подумала “ладно”, может, что-нибудь с русским получится? Вроде более менее, всё поняла -и что поняла, написала...Каково же было моё разочарование, когда пришла сестра и сказала, что у меня всё неправильно. Стала повторять прошедшие темы...Думаю, в голове что-то ведь должно проясниться: повторенье-мать ученья. В конце концов я перепробовала всё,что было задано... и в конечном счете ничего не сделала.Что ж , за всё браться- ничего не сделать."
Да, все мы ученицы 8 б класса, школьницы XXI века, по-своему воспринимаем школьную жизнь. Мы неплохо учимся, нам нравится это делать, и мы очень хотим, чтобы в школе будущего нравилось учиться всем детям, чтобы каждый ребёнок мог бы проявить свои способности, какие бы они не были . Навела нас на мысль и помогла нам разобраться в вопросе решения назревших проблем современной школы французская писательница Анна Гавальда. Все вместе мы прочитали её роман «35 кило надежды», который, считаем, должны прочитать все учителя и родители. Это произведение о мальчике, не желающем учиться. Хотим представить вам некоторые эпизоды романа Гавальды. Вот один из них: главный герой произведения Грегуар ненавидит школьные занятия, он не любит заниматься спортом и физкультурой. Грегуару нравится делать только то , что у него выходит.Тогда мальчик получает удовольствие от происходящего. Если у него что-то не получается, ему сразу занятие перестаёт нравиться.Грегуар отличается от своих одноклассников: он маленький и худенький. Не у всех людей высокий рост, не у всех развита мускулатура . Грегуар тоже не обладает большой физической силой, поэтому уроки физкультуры ему даются с трудом. Подходя к зеркалу, мальчик видит первыми делом хлюпика и дохляка. Грегуару не нравится свой внешний вид .С горечью он говорит о себе:«Я не вышел ни ростом, ни мускулатурой, ни силой». Да и люди отзываются о нем не лучше:«Вроде бы такой крепыш, а когда снимает плащ из звериных шкур, видно, что дохляк». Грегуар и действительно слаб , но не сильно переживает из-за физкультуры. «Ну ладно, нельзя же все на свете брать в голову, на что-то можно и наплевать, иначе и свихнуться недолго»,-думает он. Но почему
Грегуар безразличен к спорту? Все зависит от того, получается это у человека или нет. Главное- результат! Но чтобы добиться результата, необходим интерес. Чтобы появился интерес, маленькому человеку надо помочь, надо показать, как работать над собой. Грегуару не нравится телосложение, значит надо показать, как накачивать мышцы, как заниматься в спортзале, как усиленно тренироваться, добиваясь результата. Взрослые, то есть учителя, должны сделать всё возможное для того, чтобы у ребенка выходило бегать, прыгать, нырять, ловить и бросать мяч- получать удовольствие от физкультуры. Надо научить его ни в коем случае не бояться возможных неудач. Сначала будет тяжело, но потом начнут появляться результаты, он станет крепким, ловким, и полюбит это дело. Важно – не бояться ошибиться, не трусить и не лениться, а работать над собой!
Но учителя не в состоянии помочь своему ученику, они не понимают его, как, впрочем и родители не поддерживают сына,потому что тоже просто не понимают.Образованные родители хотят, чтобы их сын разбирался в сложных математических формулах, а у того ничего не получается, поэтому опустились руки. Понимать и оценить его мог один лишь дедушка Леон.
Дедов закуток - это мир Грегуара, в котором ему хорошо и интересно. Инструменты, клей, электронагреватели и прочие предметы мастерства - ну что еще нужно для счастья?
Грегуар ненавидит школу из-за того, что у него нет здесь возможности заниматься тем, что он любит. Если бы в школе можно было делать мебель, чинить поломанные вещи! Но вместо этого герой должен выполнять нудные задания, которые у него не получаются, так как совсем не вызывают интереса. Дед понимает внука, поэтому об уголке, где мальчик встречается с дедом, он говорит:"Мне здесь нравится, мое это место, вот и все. Помните, я говорил, что от запаха школы меня тошнит?"Грегуар считает, что его призвание - изобретать, чего, к сожалению, ему не позволяют делать в школе. Современная школа вообще подавляет творчество.
Размышляя над этими эпизодами романа, можно прийти к выводу, что если бы в школе ученик мог заниматься тем, что его увлекает, в мире не было бы детей, которые ненавидят школу.
Только тогда, когда ученик найдет понимание, поддержку со стороны взрослых и детей, у него обязательно интерес к учебе. Гавальда показывает такую школу.
Грегуару нравилось в школе Граншан, потому что там мальчик занимался тем, что ему действительно было интересно: он с удовольствием работал в мастерских. Учителя и ученики не смеялись над промахами мальчика, деликатно помогали ему- НЕ УНИЖАЯ. И со временем у него появился интерес и к математике, и к языку. Нельзя спешить Каждый должен следовать к знаниям своим курсом.Такой, на наш взгляд, и должна быть школа будущего .
После прочтения романа мы поняли, что и сегодня в современной школе есть то положительное,что вызывает у человека интерес к учению, формирует его как личность.Важные позитивные качества мы бы и перенесли в школу будущего: понимание, поддержку со стороны взрослых , а еще любовь. Каждый ученик, который приходит в школу, должен быть уверен, что здесь его ждут и любят. В школе ему рады, рады тому, что полученные им знания помогут стать ему образованным человеком. Мы уверены, что школа будущего – это прекрасная школа с понимающими педагогами, со счастливыми учениками , которые учатся не для получения просто высоких оценок или для того, чтобы их похвалили родители, а для себя. Они отдают все свое время занятиям по интересам -и от этого счастливы. В школе будущего ученик должен научиться открывать себя в себе, только тогда он сможет стать самодостаточным человеком, полезным обществу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий